Каждая мамочка хочет, чтобы её ребёнок вырос здоровеньким и счастливым, из-за этого, мы с первых дней его жизни задумываемся о правильности ухода за ним.
Важное место в уходе за ребёнком занимают физические упражнения. Что же лучше использовать - динамическую гимнастику, плаванье для грудничков, профессиональный массаж?
Что нужно крохе в первые месяцы его жизни? Какие же потребности у новорожденного?
Малыш девять месяцев находился в животе у мамы, его окружали любовь и забота. Он ещё не знал, что у него есть руки, ноги, а своё тело кроха представлял в виде эллипса, такое представление было в сознании ребёнка. В связи с этим, когда мы сгибаем или разгибаем конечности новорожденного, он плачет, выражает недовольство.
Более естественный для развития ребёнка метод - метод мягкой адаптации, который предложила перинатальный психолог, мама 7 малышей — Ж.В.Цареградская в 2000 г. Он базируется на многолетних наблюдениях за грудничками, психологии новорожденного младенца, практическом материнском опыте, приобретенном в процессе постоянной жизни с малышами и непрерывном наблюдении за их поведением. Опыт воспитания детей, считает автор, является таким же опытом, как и любой другой, но сложным, имеющим много тонкостей и нюансов. Для его освоения, нужно обучаться у носителя этого опыта.
При использовании этого метода, вы должны отказаться от гимнастики и массажа до того времени, пока малышу не исполнится 6 месяцев.
Мягкая адаптация новорожденных детей – это естественный уход за ребёнком, обеспечение его оптимальной средой обитания, удовлетворение его ожиданий и потребностей. Основные принципы метода мягкой адаптации новорожденных малышей – грудное вскармливание, естественный уход, пеленание, проведение адаптационного купания, вынашивание на руках, высаживание крохи на горшок, организация совместного ночного сна.
1. Согласно методу мягкой адаптации, нужно приложить малыша к груди в течение первого часа его жизни, ребёнка кормим только грудью в первые шесть месяцев жизни, сохраняем грудное вскармливание до двух - трёх лет.
За счёт кормления реализуются 2 важные функции грудной железы матери - питание крохи и успокоение. Грудное вскармливание отвечает генетическим ожиданиям ребёнка. Во время грудного вскармливания происходит физический и психоэмоциональный контакт малыша и матери, это обеспечивает ему физический и психологический комфорт, без которого он не получит полноценного развития.
2. Обеспечиваем естественный уход за кожей и слизистыми оболочками ребёнка.
Кожа и слизистая оболочка уха, носа, рта, глаз не нуждаются в дополнительном очищении. Так как ими вырабатывается столько секрета, сколько нужно для их нормального функционирования.
3. Пеленаем ребёнка с целью вернуть комфортное внутриутробное состояние.
Практикуем это первые двадцать восемь – сорок два дня жизни ребёнка. Таким образом, мы придаём новорожденному малышу ту привычную внутриутробную позу, которую он занимал в утробе матери, успокаивая его. Также, это способствует адаптации крохи к новому объёму пространства, он приобретает чувство опоры.
4. Проводим адаптационное купание в пелёнке с целью возвращения грудничку комфортного внутриутробного состояния и создаём благоприятное отношение к новым условиям жизни. С помощью этого метода уходит родовой стресс, улучшаются обменные процессы, общее состояние ребёнка, происходит нормализация нервной системы и всех функций организма в целом.
5. Вынашивание ребёнка на руках для обеспечения постоянного физического контакта матери и малыша в течение первых девяти месяцев его жизни.
Это обеспечит правильное формирование изгибов позвоночника, тазобедренных суставов, черепа, мышечного корсета малыша, удовлетворит основные потребности новорожденного в безопасности, тепле, сытости, и социальные потребности новорожденного (общение), а также потребности развития головного мозга (постоянное получение новых ощущений).
6. Отказываемся от гимнастики и массажа до того момента, пока малышу не исполнится полгода.
7. Отказываемся от прогулок в первые шесть недель жизни крохи. Делаем это из-за потребности ребёнка в эмоциональном покое, отсутствии дополнительных нагрузок; высокого насыщения крови ребёнка углекислотой, адаптации лёгких крохи к процессу дыхания; для налаживания полноценного кормления грудью.
8. Практикуем совместный ночной сон ребёнка с матерью. Это необходимо для нормального роста и развития нервной системы, снижения тревожности, вызванной родовым стрессом, обеспечения тактильной стимуляции.
9. Высаживание крохи на горшок решает целый комплекс задач.
Во-первых, это обеспечение базы для сексуального здоровья ребёнка: он должен установить контроль над сфинктерами, осознать своё тело, выработать положительное к нему отношение, заложить начало функционального становления выделительной системы.
10. Абсолютная уверенность мамы в своих действиях и поддерживающее окружение.
Кроха родился полностью зависимым от матери, он ожидает от неё уверенности в поведении и внутреннего спокойствия при любой ситуации. Внутренняя неуверенность матери, её сомнения и тревожное состояние отрицательно влияют на состояние ребёнка, провоцируют его беспокойство, создают сбои в процессах жизнедеятельности.
Поддерживающее окружение – это быстрая реакция на зов и плач малыша, определение правил поведения у груди, высаживание на горшок, организация совместного сна и ношения на руках.
Новорожденный не имеет собственной моторной активности, его мышцы ещё не могут активно откликнуться на внешние воздействия, следовательно, профессиональный массаж до момента, когда кроха уже ползает травмоопасно.
Для того, чтобы удовлетворить потребности ребёнка в тактильном контакте и общении после исполнения ему 1,5 - 2 месяцев нужна пестовальная гимнастика. Она помогает ему осознать реальную форму своего тела, управлять собственным телом, сводит на минимум отрицательные эмоции по отношению к телу, т.к оно причиняет малышу множество неудобств.
Основные особенности пестовальной гимнастики:
- в неё входят физические упражнения, являющиеся основой профессионального детского массажа;
- она строго следует возрастной скорости развития моторных навыков новорожденного.
- занимаясь пестовальной гимнастикой, мы речью сопровождаем каждое упражнение, рассказываем ребёнку стихи, потешки, вследствие чего, кроха, наслаждается голосом мамы и вы побуждаете его к общению. То есть пестовальная гимнастика помогает малышу развиваться физически, психоэмоционально, у него развивается речь.
В период от рождения до четырнадцати дней у матери и ребёнка вырабатывается привычка к новому состоянию, осознание его. В это время нужно нормализовать лактацию. Малышу сейчас нужен не окружающий мир, а постоянный контакт с матерью, постоянное грудное вскармливание.
Что должна в этот период делать мать? Она является первым учителем и помощником при знакомстве с телом ребёнка, способствует осознанию его границ и возможностей. Мамочка чувствует ребёнка, если он не хочет делать какие-либо упражнения – отложите их. Помните: занятия малыша с мамой должны приносить ему удовольствие.
Похожие материалы:
Похожие новости:
|