Развитие речи ребенка до года
Ребенок ещё мал. Вам кажется, что рано развивать речь ребенка, но это не так. Малыш сейчас произносит звуки “уа”, “агу”, другие непонятные звуки. Но, таким образом, начинает формироваться речь, что происходит задолго до появления первых слов. И уже сейчас ребенок хочет с вами общаться!
Как же общаться с малышом? Для этого необходимо рассмотреть как формируется речь.
- Сначала малыш общается с вами при помощи крика. То есть, если он чувствует дискомфорт, то он начинает кричать.
Когда потребности ребенка удовлетворяются, он формирует стереотип поведения, и крик делается сигналом о появлении дискомфорта (ребенок мокрый, хочет кушать либо спать, ему грустно).
Затем, при помощи крика, ребенок привлекает к себе внимание, общается. При помощи крика малыш зовёт вас и ждёт, когда же вы придёте.
Достигая возраста трех месяцев, ребенок меняет интонацию крика. Поэтому, если вы внимательны, то можете заметить множество оттенков крика ребенка – когда он хочет есть, недоволен, когда у крохи что-то болит и т.д.
- Далее ребенок начинает гулить. Гуление появляется в 1 - 2 месяца и длится в течении первых шести месяцев жизни.
Это звуки "агу", "агы", "аба" и т.п. С увеличением возраста крохи его речь обогащается новыми звуками.
Когда ребенок начинает гулить, вы должны быть рядом, т.к. в вашем присутствии кроха будет гулить активнее.
Ведь при произношении звуков кроха смотрит вам в глаза, ожидая вашего ответа, т.е. это попытки построения полноценного речевого диалога. Поэтому, вы должны его поддерживать!
Во время гуления малыш координирует сразу и голос, и взгляд, т.е. это основа любого социального контакта.
Отвечать ребенку нужно на его языке, поощрять его первые звуки. В дальнейшем, он будет произносить длинные цепочки из звуков, будет стараться подражать вам!
- Затем кроха начинает лепетать:
Случается это в шесть - семь месяцев.
Ребенок произносит некоторые “ба”, “ма”, “па” и пр. – вначале однократно, случайно. Потом можно услышать цепочки слогов: ба-ба, ма-ма, да - да.
Ребенку важно гулить, лепетать, чтобы развивать речь.
Для быстрого развития речи нужно заниматься с крохой: держим его на руках, чтобы ему было видно движение ваших губ, повторяем разные слоги, поём песни, читаем простые стихи и сказки, много разговариваем с ребенком. Чаще проговаривайте с крохой разные звуки, лучше всего в виде игры - киска говорит "мяу", собачка говорит "гав", паровозик шумит "чух-чух" и т.д. Что лучше - обучение или живое общение?
При общении с крохой мы учим его. Но, нужно чтобы обучение ребенка не заслоняло собой ваше с крохой общение.
Если вы начнете рано интеллектуально развивать кроху, то нарушите его эмоциональную сферу. Да, малыш будет знать буквы, цифры и т.д., но он будет только пассивно "глотать" обучающий материал, не будет стремиться активно познавать окружающий мир, не будет творческим человеком.
Знайте: многие вехи эмоционального развития закладываются в грудничковом возрасте, когда малыш должен общаться, строить социальные модели поведения, а не запоминать огромное количество ненужных ему пока фактов.
- Потом ребенок начинает говорить первые слова.
В одиннадцать месяцев - год нужно помочь крохе в словотворчестве.
В этот период кроха учится ассоциировать слова и объекты окружающей среды, слова для него становятся осмысленными.
Поэтому, чаще читайте крохе вслух, называйте окружающие вещи своими именами, комментируйте свои действия.
Врачи - логопеды рекомендуют делать тренировку мышц губ и щек. Для этого нужно приобрести разные свистульки, губную гармошку, игрушечную флейту и научить кроху дуть в них.
Купите ребенку мыльные пузыри - дуть их тоже полезно.
Тренируйте мышцы губ и щек при помощи гримас. Стройте смешные рожицы, изображайте различные эмоции, высовывайте язык, облизывайтесь. Ребенок будет повторять за вами эти движения.
Для ребенка приобретите звучащие игрушки, ребенок должен научится извлекать различные звуки и воспроизводить их.
Первые слова малыша это звукоподражание: “бах”, “бум”, “гав”, “биби”. Эти слова являются важным моментом в развитии речи.
Малыш пока не связывает слово с определенным предметом либо действием.
Если слово немного похоже на предмет либо действие, то связь устанавливать крохе легче (пример: собачка - «ав-ав», машина – «би-би», предмет упал - «бум»).
Данные слова младенца помогают малышу сделать переход на “взрослую” речь.
Если ребенок повторяет за вами определенные слова, то читайте стихи «по ролям».
Пример:
Мама: Гуси-гуси! Малыш: Га-га-га! Мама: Есть хотите? Малыш: Да-да-да! Мама: Хлеба с маслом? Малыш: Нет-нет-нет. Мама: А чего же вам? Малыш: Конфет! Мама: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите – серый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели (малыш должен махать руками), на голову сели.
При чтении знакомых вашему ребенку знакомых стихов, песен, в конце строчки делайте паузу, для того, чтобы кроха сумел самостоятельно закончить строку.
Разговаривайте с ребенком во время игры. Так как игра нацелена на диалог. Пример: Катая друг другу мяч, сопровождайте это действие словами: “Дай мяч! Катится мяч к маме”.
Далее выдерживаем паузу, даём малышу возможность подключиться к разговору. “А теперь – на мяч тебе! Катится мяч к малышке” и т.п. Игра должна соответствовать настроению и состоянию вашего ребенка.
Использование слов и жестов для развития речи малыша до года При помощи мимики, жестов, интонации человек общается с другими людьми. Много информации передается нами именно при помощи мимики и жестов.
Хорошо подкреплять слова при помощи определенных жестов. В начале кроха научится воспроизводить жесты, потом станет повторять слова.
Пример: слово “дай!” малыш обычно сопровождает жестом: протягивает руку ладошкой вверх и несколько раз сгибает и разгибает пальцы. При этом употребляет слово “дай”, “принеси”, «возьми», нужно просить кроху выполнять обычные просьбы.
Также, необходимо обучить кроху другим жестам: “Ладушки”, “Пока” и т.д.
Не стесняйтесь жестов своего ребенка - помогите малышу осваивать их.
Учите малыша тому, что жесты должны нести и эмоциональную окраску: помидор - кислый (делаем недовольную гримасу), малина - сладкая (чмокаем), лимон - кислый (морщимся) и т.д.
Жестами малыш должен сопровождать чтение мамой стихов.
Пример: я на скрипке поиграю – тили-ли (ребенок держит в руках воображаемую скрипку, “играя” на ней), пляшет зайка на лужайке – тили-ли (ребенок вертит поднятыми руками). А затем на барабане – бам-бам-бам (малыш должен постучать ладонями по поверхности), в страхе зайка убегает за кусты (малыш должен спрятать лицо в ладонях).
Вы хоть раз замечали, что малыш затихает и внимательно наблюдает за вами, когда вы ему поёте песни, читаете стихи?
Знайте, в этот момент малыш прислушивается к вашей речи, старается запомнить движение губ, интонацию, мимику вашего лица, а позднее он это воспроизведет.
Следовательно, нужно читать крохе потешки, прибаутки, считалки и т.д. Они хорошо подходят для развития речи малыша, это проверено многими поколениями людей, выросших на них. При этом, читайте стихи с выражением, чётко произносите слова, изменяйте голос в соответствии с персонажами, вкладывайте в слова больше эмоций.
Можно проиграть стишок вместе с ребенком.
Пример:
- Мишка косолапый по лесу идёт (походите пальчиками по ладони ребенка),
Шишки собирает (тихонько щиплем ладошку),
Песни поёт (поём),
Шишка отскочила, прямо мише в лоб (касаемся лобика ребенка),
Миша рассердился (говорим сердито) и ногою топ (берём ногу ребенка в свою руку и топаем ей).
Что ещё можно использовать для развития речи крохи? Конечно же пальчиковые игры, которые тренируют у малыша и жесты, и развитие мелкой моторики.
Предлагаем вам несколько пальчиковых игр:
“Капуста”: есть у нас капуста, вот она какая (нужно показать большую капусту), мы капусту режем, режем (ребром ладошки малыш стучит по столу), мы капусту трём, трём (трем друг об друга ладони), мы капусту мнём, мнём ("мнём" капусту кулаками).
"Приглашение к Маше на блины":
Стала Маша звать гостей (гладим раскрытую ладонь ребенка):
Ты Иван - приди, ты Степан - приди, ты Андрей - приди, ты Сергей - приди, (по очереди загибаем пальцы, начав с большого пальчика), и Никита - приди, ну, пожалуйста! (загнём мизинчик, сначала погладим его).
Стала Маша гостей угощать: Ивану - один блин, Степану - один блин, Андрею - один блин, Сергею - один блин (разогнём пальцы, разомнём подушечки – “раздадим блинчики”), а Никите то – мятный пряничек! (разогнём мизинчик, тоже его погладим).
Стала Машенька гостей провожать: ты Иван - прощай, ты Степан - прощай, ты Андрей - прощай, ты Сергей - прощай! (каждый пальчик поочередно сгибаем и разгибаем – как в жесте “пока”), а Никитушка – ты, побудь ещё! (гладим мизинчик).
Пальчиковые игры помогают ребенку обогащать словарный запас, учат соотношению слов с определенными действиями либо предметами.
Как помочь малышу заговорить?
Помните: когда родители понимают малыша без слов, у него нет необходимости начать говорить. Поэтому, иногда, хитрите, делайте вид, что не поняли кроху, пока он не будет пытаться рассказать вам об этом.
Задавайте малышу сложные вопросы, как будто ничего не поняли, тогда у крохи появится много новых слов.
Если малыш общается с вами с помощью лепета, жестов, скоро появятся его первые слова. Не нужно волноваться, если малыш заговорит позже, чем другие дети его возраста, т.к. развитие малыш имеет свои индивидуальные особенности.
Но, обращайте внимание на важные вехи развития речи ребенка:
- Крик - сначала это реакция на голод. Ребенок не должен быть тихим, "удобным";
- Комплекс оживления (малыш улыбается, оживляется) при появлении взрослых (развивается в один - три месяца).
- Малыш гулит. Как гулит ребенок? Когда он это делает? Он смотрит в ваши глаза при этом? Начинает «петь» малышовые песни, находясь у вас на ручках? Вы чувствуете, что ему нужно общение? - Ребенок начинает лепетать (в шесть - десять месяцев), привлекая к себе внимание при помощи различных звуков. - У малыша появляется указательный жест (восемь - тринадцать месяцев). Этот момент предшествует появлению первых слов, т.к. малыш должен научиться показывать на предмет перед тем, как его назвать. - У ребенка появляются основные социальные жесты - например, «пока» (девять месяцев - год). - Малыш должен понимать и выполнять простые просьбы, он должен научиться играть в простые сюжетные игры (кормим куклу). Это происходит в один год.
Похожие материалы:
Похожие новости:
|
Обновлено ( 27.05.2013 11:54 ) |