Физическое развитие ребенка до года по месяцам

Нужно знать, что у малыша есть несколько основных рефлексов:
 
 
 
 
- “подошвенный” рефлекс: при проведении пальцем по стопе, малыш отдергивает ногу;
 
 
 
- “сосательный” рефлекс: при проведении пальцем по губам ребенка, он складывает губы трубочкой и делает cосательные движения;
 
 
 
- “хватательный” рефлекс: при вкладывании пальца в руку малыша, он крепко ее сжимает.
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка одного месяца:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка одного месяца- Кроха держит в поле зрения недвижимый предмет, пытается сосредотачивать на нём взгляд.
 
 

- Пытается фиксировать взгляд на лице взрослых;
 
 

- Лёжа на животе пытается поднять и удержать головку.
 
 

- Реагирует на громкие звуки, вздрагивает или плачет, прислушивается;
 
 

- К концу первого месяца жизни пытается "разговаривать". Ребенок с которыми много  разговаривают, гулит в ответ на речь.
 
 

- Ребенок вздрагивает, услышав громкий звук (рефлекс Моро);
 
 

-  Кулаки малыш крепко сжимает;
 
 

- При разжимании пальцев, малыш хватает погремушку, но сразу ее бросает;
 
 

- Малыш держит головку на одной линии с позвоночником в сидячем положении;
 
 


Физическое развитие ребенка второго месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка второго месяца жизни- Ребенок улыбается в ответ на вашу улыбку;
 
 

- Кроха провожает взглядом предмет, который находится прямо перед ним;
 
 

- Малыш агукает.
 
 

- Кроха лёжа на животе может поднять головку на 45°;
 
 

- Малыш из положения сидя держит голову прямо;
 
 

- Ребенок поворачивает голову на источник звука, ища его глазами;
 
 

- Кроха глядит на взрослого, который отходит от кровати, встречает идущего к нему человека.
 
 

- При общении с ним взрослого человека показывает «комплекс оживления»;
 
 

- Кроху успокаивает сосание;
 
 

- Малыш успокаивается, если его берут на ручки либо он слышит и видит человека;
 
 

- Пальцы ребенка почти всегда находятся в кулачке, иногда они «попадают» в ротик и малыш их  сосет;
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка третьего месяца жизни
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка третьего месяца жизни- Малыш умеет смеяться;
 
 

- Кроха может капризничать, хныкать;
 
 

- Ребенок умеет гулить;
 
 

- Ребенок привлекает к себе внимание, если рядом с ним находятся родители;
 
 
 
- Кроха руками дотрагивается до висящим над кроваткой игрушками;
 
 

- Хватает игрушку и тянет ее в ротик;
 
 

- лёжа на животе, подтягивается на локтях и удерживает приподнятые плечи и головку десять  секунд.
 
 
 
- умеет поворачиваться со спинки на бочок;
 
 

- Упирается ногами в твердую поверхность, если держать его за подмышки;
 
 

- Поднимает головку, вертит ей по сторонам;
 
 

- Ищет источник звука и света;
 
 

- Кулачки ребенка разворачиваются;
 
 

- Малыш обнаруживает, что у него есть ручки, ножки;
 
 

- Рефлексы пропадают, действия делаются более произвольными;
 
 

- Кроха подтягивает своё тело, если его берут на ручки;
 
 

- Малыш исследует своё личико, глазки, ротик с помощью ручек.
 
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка четвёртого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка четвёртого месяца жизни- Сумеет узнать маму, предпочитая её всем остальным;
 
 

- Может улыбнуться в ответ на вашу улыбку, лепечет;
 
 

- говорит первые слоги;
 
 

- может взять ручками висящую над ним игрушку и потащить её в рот;
 
 

- держит игрушки, трясёт и двигает ими;
 
 

- может приподнять плечики и головку, находясь в положении лежа на спине;
 
 

- Лёжа на животе поднимет головку на 90°;
 
 

- игрушки подразделяет на «любимые» и «нелюбимые»;
 
 

- При кормлении может играть с грудью либо бутылкой, поддерживать её;
 
 

- испытывает страх, разочарование, любопытство, радость;
 
 

- может громко смеяться или визжать от восторга;
 
 

- Хорошо держит головку вертикально, поворачивая её в разные стороны, в положении сидя либо лёжа;
 
 

- умеет переворачиваться;
 
 

- делает плавательные движения и передвигается в кровати;
 
 

- малыша интересует его отражение в зеркале, он может ему улыбаться;
 
 

- умеет смеяться, если его пощекотать;
 
 

- Замирает, если услышал музыку.
 
 


Физическое развитие ребенка пятого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка пятого месяца жизни- В сидячем положении хорошо держит головку;
 
 

- умеет кувыркаться, раскачиваться, сгибаться;
 
 

- может подтягиваться на руках, пытается садиться;
 
 

- может сосать пальчики на ногах;
 
 

- может схватить, удержать, ощупать предмет, притянуть его к себе, бросить;
 
 

- умеет играть с погремушкой, которая вложена в его руку;
 
 

- держит бутылочку ручками;
 
 

- любит рассматривать лица на картинках;
 
 

- любит игру «ку-ку», издаёт лепет в такт потешкам;
 
 

- может сопротивляться взрослому человеку, пытающемуся отобрать у крохи игрушку;
 
 

- знает кто "свой", а кто "чужой";
 
 

- Играет во время приема пищи;
 
 
 
- может произносить гласные звуки и отдельные согласные ("д", "б", "л", "м");
 
 

- Если попадает в незнакомую обстановку, начинает осматриваться;
 
 

- может наклониться, чтобы рассмотреть упавший на пол предмет.
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка шестого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка шестого месяца жизни- пробует ползать на животе;
 
 

- может повернуться и наклониться в любом направлении;
 
 

- умеет перекатываться со спины на бочок;
 
 

- умеет манипулировать предметами и держит кружку за ручку;
 
 

- может подползти к игрушке, которая лежит на расстоянии двадцати сантиметров от вытянутой руки;
 
 

- Сидит самостоятельно, но с поддержкой непродолжительное время;
 
 

- у крохи вырабатываются определённые вкусовые пристрастия;
 
 

- играет с пищей;
 
 

- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;
 
 

- умеет агукать;
 
 

- Внимательно слушает речь взрослых;
 
 

- узнает своё имя, откликается на него;
 
 

- может издавать различные звуки;
 
 

- У крохи резко изменяется настроение, меняются эмоции;
 
 

- может продолжительное время тщательно изучать предметы;
 
 

- Может найти взглядом предмет, о котором вы ему говорите;
 
 

- умеет произносить новые согласные буквы ("ф", "в", "с", "з", "м", "н");
 
 

- сравнивает 2 предмета.
 
 


Физическое развитие ребенка седьмого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка седьмого месяца жизни- Малыш становится подвижней;
 
 

- умеет сидеть;
 
 

- ребенок сидит, держа спину прямо, делая упор на руки иногда;
 
 

- малыш может раскачиваться вперёд - назад, и при этом стоять на четвереньках;
 
 

- кроха начинает ползать либо совершенствуется в этом вопросе, может ползти назад;
 
 

- хватает предметы при помощи ладони и, частично, пальчиков;
 
 

- взяв предмет, кроха долго его изучает при помощи рук, ног, рта;
 
 

- малыш удержит в каждой ручке по одному предмету, бьёт ими друг о друга;
 
 

- исследует своё тело с помощью рук и рта;
 
 

- ребенку нравится его отражение в зеркале, он может его погладить;
 
 

- понимает слово «нет» из тону Вашего голоса;
 
 

- кроха произносит либо поет звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.
 
 
 


Физическое развитие ребенка восьмого месяца жизни:
 
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка восьмого месяца жизни- ребенок проявляет ко всему повышенный интерес;
 
 

- малыш ползает;
 
 

- играет сидя, иногда “заваливаясь” на бок;
 
 

- кроха долго играет с предметами;
 
 

- малыш имеет привязанность к родителям, боится незнакомых людей;
 
 

- Если кто-то чужой берет кроху на руки, то он расстраивается и плачет;
 
 

- ребенок начинает осознанно говорить слово «мама» и «папа»;
 
 

- умеет ползать, держа игрушку в руке;
 
 

- может встать у опоры;
 
 

- Стоя, кроха может не держаться, только облокачиваться о что-то;
 
 

- умеет хлопать в ладошки и махать ручками;
 
 

- может гладить и целовать своё отражение в зеркале;
 
 

- Пробует всё на вкус.
 
 


Физическое развитие ребенка девятого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка девятого месяца жизни-  умеет хлопать в ладоши и стучать предметами;
 
 

- умеет поднимать 2 предмета одновременно и играть с ними одновременно;
 
 

- Листает толстые страницы картонной книжки;
 
 

- Небольшие предметы берёт пальцами, большие предметы держит двумя ручками;
 
 

- хорошо сидит, ложится из положения сидя, садится из положения лежа;
 
 
 
- сможет порвать, смять бумагу, мять в ладони глину;
 
 

- может ритмично прыгать и присесть у опоры либо держась за руки мамы;
 
 

- Сам сидит, может ходить вдоль опоры, ползать;
 
 

- умеет разворачиваться во время ползания;
 
 

- просовывает пальцы в дырочки;
 
 

- может отстоять свои игрушки;
 
 

- умеет показывать нос, рот, другие части тела у мамочки, куколки, на себя с помощью зеркала;
 
 

- может имитировать разные звуки;
 
 

- может повторить действие, за которое его похвалили;
 
 

- умеет искать игрушку, которая была спрятана у него на глазах;
 
 

- может выполнить простые просьбы;
 
 


Физическое развитие ребенка десятого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка десятого месяца жизни- встаёт у опоры;
 
 

- идёт, держась за опору обеими руками;
 
 

- может сесть из положения стоя;
 
 

- иногда могут появляться проблемы с засыпанием, из-за желания подвигаться;
 
 

- умеет танцевать под музыку;
 
 

- удерживает 2 небольших предмета в одной руке;
 
 

- отдаёт предпочтение одной руке и одной стороне тела;
 
 

- любит игры с водой;
 
 

- может подражать жестам взрослого человека, действиям, выражению лица, звукам;
 
 

- у крохи появляется боязнь незнакомых мест;
 
 
 
- может открыть ящики и исследовать их содержимое;
 
 

- помещает предметы друг в друга;
 
 


Физическое развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни:
 
 
 
 

Физическое развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни- может сам сесть изначально лёжа на животе;
 
 

- может подобрать с поверхности небольшой предмет с помощью большого и указательного пальцев;
 
 

- понимает значение слова “нельзя”;
 
 

- любит игру "в ладушки" либо машет ручкой на прощание;
 
 

- может идти, держась за мебель;
 
 

- недолго может стоять без помощи взрослых;
 
 

- четко говорит слова “папа” либо “мама”, “дай”;
 
 

- умеет выражать желания другими способами, кроме плача;
 
 

- может “поиграть в мяч” (покатить вам мяч обратно);
 
 

- Пьёт из чашки сам;
 
 

- всё ещё использует младенческий жаргон (лепет);
 
 

- знает и может произнести три и больше слов, кроме слов “мама”, “папа”;
 
 

- может ответить жестом на короткую команду;
 
 


Физическое развитие ребенка двенадцатого месяца жизни:
 
 
 
 
Физическое развитие ребенка двенадцатого месяца жизни- ребенок сам сидит и стоит, сам ходит;
 
 

- малыш может встать изначально сидя на корточках;
 
 

- кроха знает, как использовать некоторые предметы, например, телефон, молоток;
 
 

- может взять предмет в рот, положить подмышку для освобождения руки, чтобы взять что-то ещё;
 
 

- может собрать пирамидку, построить две - три фигуры из кубиков;
 
 

- Привязан к родителям, тем, кто о нём заботится, к своим игрушкам;
 
 

- может капризничать;
 
 

- может плакать из-за ухода родителей или одного из них;
 
 

- не хочет пробовать новую еды либо не хочет, чтобы его кормили;
 
 

- у крохи появляется чувство юмора;
 
 

- малыш может откусить и прожевать твёрдую пищу;
 
 

- ребенок использует ложку и чашку;
 
 

- понимает практически всё, что ему сказали;
 
 

- может произнести около десяти лёгких или имитирующих слов;
 
 

- может узнать животных на картинках;
 
 

- умеет искать спрятанный предмет;
 
 

- хочет больше делать сам.
 
 


Оценивая физическое развитие малыша нужно знать его рост, массу тела, пропорции развития определенных частей тела.
 
 

Чтобы оценить физическое развитие ребенка до годика применяют следующие показатели:

 

- рост;
 
 
 
Самый стабильным показатель физического развития - рост малыша. С его помощью определяется  длина тела, увеличение размеров тела, развитие, созревание различных органов и систем, формирование определенных функций в различные периоды времени.
 
 
 
Рост может усиливаться и замедляться. У доношенного новорожденного ребенка рост меняется от  46 до 60 сантиметров. Нормальный рост при рождении - 50-52 см. Это значит, что адаптация плода в утробе матери произошла и на организменном уровне, и на органном, и на ферментативном уровне.
 
 
 
За первый год рост малыша прибавляется на двадцать пять сантиметров, поэтому к году рост  равен  примерно 75 сантиметрам.
 
 

Для правильного роста и развития крохи важны качественное питание, содержание в нём большого количества белковой пищи, витамина В, витамина А, витамина Д, витамина Е, цинк, йод. Также, в рацион питания ребенка до года должно входить грудное молоко. Иначе, у крохи нарушатся процессы роста. А отставание в росте провоцирует развитие разных хронических заболеваний.
 
 
 
Измеряется рост малыша первого года жизни на горизонтальном ростомере. За второй год жизни рост малыша увеличится на двенадцать сантиметров, за третий – на восемь сантиметров.
 
 
 

- масса тела;
 
 
 
 
Масса тела может быстро меняться под воздействием разных причин. Очень быстро прибавляется  масса тела в 1 четверть года. Масса тела доношенного новорожденного ребенка - 2 кг 600 г - 4 кг.
 
 
 
 
У многих детей к пятому дню жизни масса тела убывает на пять процентов. Это происходит из-за большой потери воды при недостатке молока.
 
 
 
 
Восстанавливается потерянный вес за две первых недели жизни крохи.
 
 

Масса тела за первые полгода жизни быстро растёт, к концу года - меньше.
 
 
 
Масса тела малыша к 4,5 месяцам увеличивается вдвое, к году - втрое, но, этот показатель меняется в зависимости от питания, перенесенных заболеваний и т.п.
 
 

Средний показатель массы тела в год - десять килограмм.
 
 
 
Но, увеличение массы тела имеет зависимость от индивидуальных особенностей крохи, некоторых  внешних факторов. Дети, рожденные с малым весом, ежемесячно прибавляют в весе больше, чем  детки, рожденные крупными. У детей - искусственников масса тела удваивается на месяц позже, чем у детей на грудном вскармливании.
 
 
 
Масса тела - это показатель состояния организма.
 
 
 
 
- пропорционально ли развитие (окружность головы; окружность грудной клетки):
 
 
 
 
Оценивая физическое развитие крохи нужно узнать правильное соотношение между весом и ростом. То есть какая масса тела приходится на один сантиметр длины тела. Обычно, этот показатель для новорождённых равен 60 - 75 грамм.
 
 
 
Также, важны правильные пропорции тела. Окружность груди у доношенного новорожденного ребенка меньше окружности головы при появлении на свет.
 
 
 
Окружность головы у доношенного новорожденного ребенка равна 33,5 - 37,5 см.
 
 
 
Анализируя эти цифры, нужно учесть рост и массу тела малыша, соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки.
 
 
 
При появлении на свет размер головки новорожденного ребенка не должен превышать окружность грудной клетки более, чем на два сантиметра.
 
 
 
Далее, нужно ориентироваться на темп роста окружности головы.
 
 
 
В течении первых трех - пяти месяцев ежемесячная прибавка составляет сантиметр - полтора сантиметра, а потом 0,5 – 0,7 см.
 
 
 
По достижению года окружность головы должна "вырасти" на увеличивается на десять - двенадцать  сантиметров и достичь 46 - 48 сантиметров.
 
 
 
Размеры большого родничка при появлении на свет не должны быть боле 2,5 х 3 сантиметра, 3 х 3 сантиметра.
 
 
 
Окружность головы можно измерить, когда сантиметровая лента находится сзади на уровне затылочного бугра, а впереди - над бровями.
 
 
 
 
Оценивая физическое развитие ребенка, важно правильно оценить особенности его грудной клетки, т.к. жизнедеятельность внутренних органов имеет зависимость от формы и размеров грудной клетки.
 
 
 
Растет окружность грудной клетки активно в течении 1-ого года жизни, особенно в течении первых шести месяцев.
 
 

У новорожденного ребенка окружность грудной клетки равна 33 - 35 сантиметров. Каждый месяц окружность грудной клетки прибавляется на полтора - два сантиметра.
 
 
 
К году окружность грудной клетки "вырастает" на пятнадцать - двадцать сантиметров, к достижению дошкольного возраста - на три сантиметра, в дошкольном возрасте - на один - два сантиметра в год.
 
 
 
 
Чтобы оценить индивидуальное физическое развитие, нужно знать периоды перекрёста окружности головы и грудной клетки.
 
 
 
У здорового ребенка этот перекрест наступает в три - четыре месяца, если же в пять - семь месяцев не наступил перекрёст, нужно проанализировать динамику развития грудной клетки и головы. Перекрёст в более раннем возрасте говорит о развивающейся микроцефалии, следовательно, нужно смотреть на сроки закрытия большого родничка. Он должен зарасти к концу 1-го года жизни у 80% малышей, у 20% - к полутора годам.
 
 
 

- двигательные умения малыша;
 
 
 
 
Двигательные умения малыша оцениваются с учетом темпа моторного развития крохи.
 
 
 
При этом, нужно учитывать способность малыша в определенном возрасте держать головку, делать  движения ручками (ощупать предмет, схватить его, удерживать игрушки в одной ручке, выполнять  разные действия), динамические функции (переворот со спинки на животик и с животика на спинку, подтягивание, ползание, умение сесть, встать на ножки, ходить, бегать).
 
 
 
В два месяца малыш должен хорошо держать головку, в три месяца – уметь переворачиваться со спинки на животик, к шести месяцам - должен уметь переворачиваться с животика на спинку,  сидеть, если его сажают, в семь с половиной месяцев - малыш должен сидеть самостоятельно, в девять месяцев – кроха должен уметь хорошо стоять, к десяти месяцам – ходить по манежу, придерживаясь ручкой за стенки, к годику – кроха должен научиться ходить сам без помощи взрослых.
 
 
 
Развивать двигательные умения крохи помогут разные комплексы упражнений для ребенка: упражнения для детей от одного до трех месяцев, упражнения для детей от трех месяцев до полугода, упражнения для детей от полугода до девяти месяцев, упражнения для детей с девяти месяцев жизни до годика.
 
 

- своевременность прорезывания молочных зубов.
 
 
 
 
Закладка зубов происходит на сороковой день жизни плода.
 
 
 
Малыш появляется на свет, обычно, без зубов.
 
 
 
Прорезывание первых зубов происходит к шести месяцам.
 
 
 
Сначала появляются два нижних средних резца, к восьми месяцам прорезаются два верхних средних резца, к десяти месяцам - два верхних боковых резца. К годику - два боковых нижних резца. То есть к году жизни малыш должен иметь восемь зубов, к двум годам - двадцать зубов.
 
 
 
Каждый показатель физического развития должен быть рассмотрен индивидуально, а не в связи с какими-либо признаками.

Обновлено ( 18.05.2013 04:53 )