Физическое развитие ребенка до года по месяцам
Нужно знать, что у малыша есть несколько основных рефлексов:
- “подошвенный” рефлекс: при проведении пальцем по стопе, малыш отдергивает ногу;
- “сосательный” рефлекс: при проведении пальцем по губам ребенка, он складывает губы трубочкой и делает cосательные движения;
- “хватательный” рефлекс: при вкладывании пальца в руку малыша, он крепко ее сжимает.
Физическое развитие ребенка одного месяца:
- Кроха держит в поле зрения недвижимый предмет, пытается сосредотачивать на нём взгляд.
- Пытается фиксировать взгляд на лице взрослых; - Лёжа на животе пытается поднять и удержать головку. - Реагирует на громкие звуки, вздрагивает или плачет, прислушивается; - К концу первого месяца жизни пытается "разговаривать". Ребенок с которыми много разговаривают, гулит в ответ на речь. - Ребенок вздрагивает, услышав громкий звук (рефлекс Моро); - Кулаки малыш крепко сжимает; - При разжимании пальцев, малыш хватает погремушку, но сразу ее бросает; - Малыш держит головку на одной линии с позвоночником в сидячем положении;
Физическое развитие ребенка второго месяца жизни:
- Ребенок улыбается в ответ на вашу улыбку;
- Кроха провожает взглядом предмет, который находится прямо перед ним; - Малыш агукает. - Кроха лёжа на животе может поднять головку на 45°; - Малыш из положения сидя держит голову прямо; - Ребенок поворачивает голову на источник звука, ища его глазами; - Кроха глядит на взрослого, который отходит от кровати, встречает идущего к нему человека. - При общении с ним взрослого человека показывает «комплекс оживления»; - Кроху успокаивает сосание; - Малыш успокаивается, если его берут на ручки либо он слышит и видит человека; - Пальцы ребенка почти всегда находятся в кулачке, иногда они «попадают» в ротик и малыш их сосет;
Физическое развитие ребенка третьего месяца жизни
- Малыш умеет смеяться;
- Кроха может капризничать, хныкать; - Ребенок умеет гулить; - Ребенок привлекает к себе внимание, если рядом с ним находятся родители;
- Кроха руками дотрагивается до висящим над кроваткой игрушками;
- Хватает игрушку и тянет ее в ротик; - лёжа на животе, подтягивается на локтях и удерживает приподнятые плечи и головку десять секунд.
- умеет поворачиваться со спинки на бочок;
- Упирается ногами в твердую поверхность, если держать его за подмышки; - Поднимает головку, вертит ей по сторонам; - Ищет источник звука и света; - Кулачки ребенка разворачиваются; - Малыш обнаруживает, что у него есть ручки, ножки; - Рефлексы пропадают, действия делаются более произвольными; - Кроха подтягивает своё тело, если его берут на ручки; - Малыш исследует своё личико, глазки, ротик с помощью ручек.
Физическое развитие ребенка четвёртого месяца жизни:
- Сумеет узнать маму, предпочитая её всем остальным;
- Может улыбнуться в ответ на вашу улыбку, лепечет; - говорит первые слоги; - может взять ручками висящую над ним игрушку и потащить её в рот; - держит игрушки, трясёт и двигает ими; - может приподнять плечики и головку, находясь в положении лежа на спине; - Лёжа на животе поднимет головку на 90°; - игрушки подразделяет на «любимые» и «нелюбимые»; - При кормлении может играть с грудью либо бутылкой, поддерживать её; - испытывает страх, разочарование, любопытство, радость; - может громко смеяться или визжать от восторга; - Хорошо держит головку вертикально, поворачивая её в разные стороны, в положении сидя либо лёжа; - умеет переворачиваться; - делает плавательные движения и передвигается в кровати; - малыша интересует его отражение в зеркале, он может ему улыбаться; - умеет смеяться, если его пощекотать; - Замирает, если услышал музыку.
Физическое развитие ребенка пятого месяца жизни:
- В сидячем положении хорошо держит головку;
- умеет кувыркаться, раскачиваться, сгибаться; - может подтягиваться на руках, пытается садиться; - может сосать пальчики на ногах; - может схватить, удержать, ощупать предмет, притянуть его к себе, бросить; - умеет играть с погремушкой, которая вложена в его руку; - держит бутылочку ручками; - любит рассматривать лица на картинках; - любит игру «ку-ку», издаёт лепет в такт потешкам; - может сопротивляться взрослому человеку, пытающемуся отобрать у крохи игрушку; - знает кто "свой", а кто "чужой"; - Играет во время приема пищи;
- может произносить гласные звуки и отдельные согласные ("д", "б", "л", "м");
- Если попадает в незнакомую обстановку, начинает осматриваться; - может наклониться, чтобы рассмотреть упавший на пол предмет.
Физическое развитие ребенка шестого месяца жизни:
- пробует ползать на животе;
- может повернуться и наклониться в любом направлении; - умеет перекатываться со спины на бочок; - умеет манипулировать предметами и держит кружку за ручку; - может подползти к игрушке, которая лежит на расстоянии двадцати сантиметров от вытянутой руки; - Сидит самостоятельно, но с поддержкой непродолжительное время; - у крохи вырабатываются определённые вкусовые пристрастия; - играет с пищей; - умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую; - умеет агукать; - Внимательно слушает речь взрослых; - узнает своё имя, откликается на него; - может издавать различные звуки; - У крохи резко изменяется настроение, меняются эмоции; - может продолжительное время тщательно изучать предметы; - Может найти взглядом предмет, о котором вы ему говорите; - умеет произносить новые согласные буквы ("ф", "в", "с", "з", "м", "н"); - сравнивает 2 предмета.
Физическое развитие ребенка седьмого месяца жизни:
- Малыш становится подвижней;
- умеет сидеть; - ребенок сидит, держа спину прямо, делая упор на руки иногда; - малыш может раскачиваться вперёд - назад, и при этом стоять на четвереньках; - кроха начинает ползать либо совершенствуется в этом вопросе, может ползти назад; - хватает предметы при помощи ладони и, частично, пальчиков; - взяв предмет, кроха долго его изучает при помощи рук, ног, рта; - малыш удержит в каждой ручке по одному предмету, бьёт ими друг о друга; - исследует своё тело с помощью рук и рта; - ребенку нравится его отражение в зеркале, он может его погладить; - понимает слово «нет» из тону Вашего голоса; - кроха произносит либо поет звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.
Физическое развитие ребенка восьмого месяца жизни:
- ребенок проявляет ко всему повышенный интерес;
- малыш ползает; - играет сидя, иногда “заваливаясь” на бок; - кроха долго играет с предметами; - малыш имеет привязанность к родителям, боится незнакомых людей; - Если кто-то чужой берет кроху на руки, то он расстраивается и плачет; - ребенок начинает осознанно говорить слово «мама» и «папа»; - умеет ползать, держа игрушку в руке; - может встать у опоры; - Стоя, кроха может не держаться, только облокачиваться о что-то; - умеет хлопать в ладошки и махать ручками; - может гладить и целовать своё отражение в зеркале; - Пробует всё на вкус.
Физическое развитие ребенка девятого месяца жизни:
- умеет хлопать в ладоши и стучать предметами;
- умеет поднимать 2 предмета одновременно и играть с ними одновременно; - Листает толстые страницы картонной книжки; - Небольшие предметы берёт пальцами, большие предметы держит двумя ручками; - хорошо сидит, ложится из положения сидя, садится из положения лежа;
- сможет порвать, смять бумагу, мять в ладони глину;
- может ритмично прыгать и присесть у опоры либо держась за руки мамы; - Сам сидит, может ходить вдоль опоры, ползать; - умеет разворачиваться во время ползания; - просовывает пальцы в дырочки; - может отстоять свои игрушки; - умеет показывать нос, рот, другие части тела у мамочки, куколки, на себя с помощью зеркала; - может имитировать разные звуки; - может повторить действие, за которое его похвалили; - умеет искать игрушку, которая была спрятана у него на глазах; - может выполнить простые просьбы;
Физическое развитие ребенка десятого месяца жизни:
- встаёт у опоры;
- идёт, держась за опору обеими руками; - может сесть из положения стоя; - иногда могут появляться проблемы с засыпанием, из-за желания подвигаться; - умеет танцевать под музыку; - удерживает 2 небольших предмета в одной руке; - отдаёт предпочтение одной руке и одной стороне тела; - любит игры с водой; - может подражать жестам взрослого человека, действиям, выражению лица, звукам; - у крохи появляется боязнь незнакомых мест;
- может открыть ящики и исследовать их содержимое;
- помещает предметы друг в друга;
Физическое развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни:
- может сам сесть изначально лёжа на животе; - может подобрать с поверхности небольшой предмет с помощью большого и указательного пальцев; - понимает значение слова “нельзя”; - любит игру "в ладушки" либо машет ручкой на прощание; - может идти, держась за мебель; - недолго может стоять без помощи взрослых; - четко говорит слова “папа” либо “мама”, “дай”; - умеет выражать желания другими способами, кроме плача; - может “поиграть в мяч” (покатить вам мяч обратно); - Пьёт из чашки сам; - всё ещё использует младенческий жаргон (лепет); - знает и может произнести три и больше слов, кроме слов “мама”, “папа”; - может ответить жестом на короткую команду;
Физическое развитие ребенка двенадцатого месяца жизни:
- ребенок сам сидит и стоит, сам ходит;
- малыш может встать изначально сидя на корточках; - кроха знает, как использовать некоторые предметы, например, телефон, молоток; - может взять предмет в рот, положить подмышку для освобождения руки, чтобы взять что-то ещё; - может собрать пирамидку, построить две - три фигуры из кубиков; - Привязан к родителям, тем, кто о нём заботится, к своим игрушкам; - может капризничать; - может плакать из-за ухода родителей или одного из них; - не хочет пробовать новую еды либо не хочет, чтобы его кормили; - у крохи появляется чувство юмора; - малыш может откусить и прожевать твёрдую пищу; - ребенок использует ложку и чашку; - понимает практически всё, что ему сказали; - может произнести около десяти лёгких или имитирующих слов; - может узнать животных на картинках; - умеет искать спрятанный предмет; - хочет больше делать сам. Оценивая физическое развитие малыша нужно знать его рост, массу тела, пропорции развития определенных частей тела.
Чтобы оценить физическое развитие ребенка до годика применяют следующие показатели:
- рост;
Самый стабильным показатель физического развития - рост малыша. С его помощью определяется длина тела, увеличение размеров тела, развитие, созревание различных органов и систем, формирование определенных функций в различные периоды времени.
Рост может усиливаться и замедляться. У доношенного новорожденного ребенка рост меняется от 46 до 60 сантиметров. Нормальный рост при рождении - 50-52 см. Это значит, что адаптация плода в утробе матери произошла и на организменном уровне, и на органном, и на ферментативном уровне.
За первый год рост малыша прибавляется на двадцать пять сантиметров, поэтому к году рост равен примерно 75 сантиметрам.
Для правильного роста и развития крохи важны качественное питание, содержание в нём большого количества белковой пищи, витамина В, витамина А, витамина Д, витамина Е, цинк, йод. Также, в рацион питания ребенка до года должно входить грудное молоко. Иначе, у крохи нарушатся процессы роста. А отставание в росте провоцирует развитие разных хронических заболеваний.
Измеряется рост малыша первого года жизни на горизонтальном ростомере. За второй год жизни рост малыша увеличится на двенадцать сантиметров, за третий – на восемь сантиметров.
- масса тела;
Масса тела может быстро меняться под воздействием разных причин. Очень быстро прибавляется масса тела в 1 четверть года. Масса тела доношенного новорожденного ребенка - 2 кг 600 г - 4 кг.
У многих детей к пятому дню жизни масса тела убывает на пять процентов. Это происходит из-за большой потери воды при недостатке молока.
Восстанавливается потерянный вес за две первых недели жизни крохи.
Масса тела за первые полгода жизни быстро растёт, к концу года - меньше.
Масса тела малыша к 4,5 месяцам увеличивается вдвое, к году - втрое, но, этот показатель меняется в зависимости от питания, перенесенных заболеваний и т.п.
Средний показатель массы тела в год - десять килограмм.
Но, увеличение массы тела имеет зависимость от индивидуальных особенностей крохи, некоторых внешних факторов. Дети, рожденные с малым весом, ежемесячно прибавляют в весе больше, чем детки, рожденные крупными. У детей - искусственников масса тела удваивается на месяц позже, чем у детей на грудном вскармливании.
Масса тела - это показатель состояния организма.
- пропорционально ли развитие (окружность головы; окружность грудной клетки):
Оценивая физическое развитие крохи нужно узнать правильное соотношение между весом и ростом. То есть какая масса тела приходится на один сантиметр длины тела. Обычно, этот показатель для новорождённых равен 60 - 75 грамм.
Также, важны правильные пропорции тела. Окружность груди у доношенного новорожденного ребенка меньше окружности головы при появлении на свет.
Окружность головы у доношенного новорожденного ребенка равна 33,5 - 37,5 см.
Анализируя эти цифры, нужно учесть рост и массу тела малыша, соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки.
При появлении на свет размер головки новорожденного ребенка не должен превышать окружность грудной клетки более, чем на два сантиметра.
Далее, нужно ориентироваться на темп роста окружности головы.
В течении первых трех - пяти месяцев ежемесячная прибавка составляет сантиметр - полтора сантиметра, а потом 0,5 – 0,7 см.
По достижению года окружность головы должна "вырасти" на увеличивается на десять - двенадцать сантиметров и достичь 46 - 48 сантиметров.
Размеры большого родничка при появлении на свет не должны быть боле 2,5 х 3 сантиметра, 3 х 3 сантиметра.
Окружность головы можно измерить, когда сантиметровая лента находится сзади на уровне затылочного бугра, а впереди - над бровями.
Оценивая физическое развитие ребенка, важно правильно оценить особенности его грудной клетки, т.к. жизнедеятельность внутренних органов имеет зависимость от формы и размеров грудной клетки.
Растет окружность грудной клетки активно в течении 1-ого года жизни, особенно в течении первых шести месяцев.
У новорожденного ребенка окружность грудной клетки равна 33 - 35 сантиметров. Каждый месяц окружность грудной клетки прибавляется на полтора - два сантиметра.
К году окружность грудной клетки "вырастает" на пятнадцать - двадцать сантиметров, к достижению дошкольного возраста - на три сантиметра, в дошкольном возрасте - на один - два сантиметра в год.
Чтобы оценить индивидуальное физическое развитие, нужно знать периоды перекрёста окружности головы и грудной клетки.
У здорового ребенка этот перекрест наступает в три - четыре месяца, если же в пять - семь месяцев не наступил перекрёст, нужно проанализировать динамику развития грудной клетки и головы. Перекрёст в более раннем возрасте говорит о развивающейся микроцефалии, следовательно, нужно смотреть на сроки закрытия большого родничка. Он должен зарасти к концу 1-го года жизни у 80% малышей, у 20% - к полутора годам.
- двигательные умения малыша;
Двигательные умения малыша оцениваются с учетом темпа моторного развития крохи.
При этом, нужно учитывать способность малыша в определенном возрасте держать головку, делать движения ручками (ощупать предмет, схватить его, удерживать игрушки в одной ручке, выполнять разные действия), динамические функции (переворот со спинки на животик и с животика на спинку, подтягивание, ползание, умение сесть, встать на ножки, ходить, бегать).
В два месяца малыш должен хорошо держать головку, в три месяца – уметь переворачиваться со спинки на животик, к шести месяцам - должен уметь переворачиваться с животика на спинку, сидеть, если его сажают, в семь с половиной месяцев - малыш должен сидеть самостоятельно, в девять месяцев – кроха должен уметь хорошо стоять, к десяти месяцам – ходить по манежу, придерживаясь ручкой за стенки, к годику – кроха должен научиться ходить сам без помощи взрослых.
Развивать двигательные умения крохи помогут разные комплексы упражнений для ребенка: упражнения для детей от одного до трех месяцев, упражнения для детей от трех месяцев до полугода, упражнения для детей от полугода до девяти месяцев, упражнения для детей с девяти месяцев жизни до годика.
- своевременность прорезывания молочных зубов.
Закладка зубов происходит на сороковой день жизни плода.
Малыш появляется на свет, обычно, без зубов.
Прорезывание первых зубов происходит к шести месяцам.
Сначала появляются два нижних средних резца, к восьми месяцам прорезаются два верхних средних резца, к десяти месяцам - два верхних боковых резца. К годику - два боковых нижних резца. То есть к году жизни малыш должен иметь восемь зубов, к двум годам - двадцать зубов.
Каждый показатель физического развития должен быть рассмотрен индивидуально, а не в связи с какими-либо признаками.
|
Обновлено ( 18.05.2013 04:53 ) |