Мамам. Третий лишний!
Для того, чтобы соответствовать образу, прописанного для молодой мамы обществом, ей нужно приложить много усилий, гораздо больше, чем когда она с малышом одна. Как может повлиять такая затрата энергии на мамочку и на её контакт с ребенком? Что нужно делать молодой маме для того, чтобы быть "хорошей матерью", такой, какую хотят видеть окружающие и общество? И кому это нужно?
Когда третий человек является лишним
С первых дней жизни и до возраста 2 лет малыш и его мама тесно связаны. Эта связь является гармоничной и оправданной.
Эта связь закладывает основу ощущения психологической безопасности малыша при дальнейшем контакте с окружающим миром. И в это время только два человека знают, что лучше - в какое время кушать, в какое время играть, купаться, когда сидеть рядышком друг с другом, что-то шепча и лепетая и т.д.
Но, это возможно только в случае, если нет вмешательства в данный контакт "мать-дитя", если никто не говорит матери укоряющим тоном, что она сделала что-то не так, и как это нужно сделать правильно. Связь "мама-малыш" налаживалась на протяжении множества тысячелетий, она проверена самой природой, она является заделом на прочность человеческой личности в будущем. Эта связь не предполагает чужого вмешательства. Женщина с помощью этой связи, может интуитивно найти правильный ответ: отчего плач ее малыш, почему он рад, что ему хочется. Поэтому, малыш отвечает маме взаимностью, улыбается при приближении мамы. Такая у мамы роль матери с самого начала. Если мама уверена, что она делает все правильно, "знает" как нужно делать, она тверда в своем решении - то первый период ее контакта с малышом будет служить ей и дальше. За этот период мать укрепит свою психологическую "прочность", для того, чтобы к следующему периоду развития малыша, начинающегося с 2 лет, быть терпеливой, спокойно переносить "шалости" малыша. Мама сможет легко найти с малышом компромисс в случаях, когда надо в соответствии с объективными причинами говорить "нельзя". Она сможет найти возможности для поиска безопасных "можно" и предложит их малышу. У матери не появятся претензии из-а того, что "малыш везде лезет", "ребенок делает всё назло". Мама догадается, что так малыш узнает мир и строит отношения с ней.
И если мать захочет, чтобы ее малыш соблюдал определенные правила поведения, то для начала она будет соблюдать их сама. Например, мамочка хочет, чтобы ее малыш был спокойный и уравновешенный, но сама она постоянно кричит, сильно тревожится по любому поводу, часто плачет. Малыш обратит внимание и примет за правду ее поведение, а не ее слова и требования, которые обращены к нему.
То есть, молодой маме дают понять, что если она поступит по-своему, она "плохая", "безответственная" и т.д. А для молодой мамы эти эпитеты являются серьезной оценкой ее действий как мамы. Если вмешивается в контакт "мама-малыш" авторитетный для молодой матери человек (доктор или близкие родственники старшего возраста, подруга, у которой вырос ребенок, супруг, мама) - то, молодая мама воспримет эту оценку как правильную, которая не подлежит сомнению. Из-за чего молодая мать будет сомневаться в своих силах, постепенно она перестанет доверять себе, своим ощущениям, мыслям. Не будет обращаться к своей материнской интуиции, которая дана ей природой для того, что "правильно" вырастить малыша. Поскольку невозможно соблюдать все советы, которые даны окружающими, то угроза, что что-то пойдёт не так, волнует молодую мать.
Она утрачивает ориентиры, не понимает, что нужно делать и с этого момента советы окружающих превращаются в единственный источник, руководство к действию. Ведь любая женщина подсознательно больше всего боится быть "плохой матерью", и всеми средствами пытается соответствовать образу идеальной матери. С этого времени она уже не принимает в расчет истинные потребности малыша, она совсем перестает "слышать" их.
Например: мама требует от ребенка никуда не лезть: а сама не убирает туфли в шкаф, а говорит малышу, что их нельзя грызть. Если у малыша произошла вспышка детского гнева, то не узнав причину, мама наказывает его. У такой матери никогда не находится времени, сил для игры с ребенком, т.к. она думает, что это бессмысленно и обременительно. Забывая о том, что именно с помощью игры малыш познает мир и осваивает его. А если, такая мама и взялась поиграть с ребенком, то в процессе игры нет места инициативе малыша. |
Обновлено ( 31.07.2012 12:22 ) |