Психология младенца или что нужно знать будущей маме
Психоаналитики выяснили, что в зависимости от характера течения беременности, особенностей течения родов, особенностей развития ребёнка в 1-й год жизни можно угадать траекторию жизни каждого человека. Поэтому особенности психологии малыша надо изучать с того момента, как образовался пупочный канатик, т.к. именно в этот момент мама и малыш делаются единым целым, одним организмом.
Начиная с 3-го и заканчивая началом 7-го месяца беременности развиваются функции и системы плода, позволяющие ему выжить к моменту рождения. В это время плод становится более уязвимым для вредных влияний: инфекционных болезней мамы, приёма сильнодействующих лекарственных средств, приёма алкоголя, стрессов. Всё это, а также ваше нежелание вынашивать ребёнка - является предвестниками будущих психических и психологических проблем ребёнка.
К 7-му месяцу плод уже имеет способность дышать - с этого момента его можно называть не плодом, а ребёнком. К этому времени малыш, который находится в животе мамы, уже может слышать всё происходящее за его пределами. Поэтому, если мама беспокоится, боится, у неё становится чаще сердцебиение, эти же ощущения испытывает малыш. Тревога и страх мамы, которые передались малышу, могут сформировать у него страх перед окружающим миром, в котором он должен будет родиться. И наоборот, если мама спокойна, уверенна в себе, общается с любимыми и любящими родственниками и друзьями, которые обращаются к "животику", говоря тёплые и ласковые слова, это вызывает у ещё не родившегося плода ощущение безопасности мира, в котором он должен будет родиться.
До сих пор нет однозначного ответа на вопрос: какой механизм "запускает" роды. Но, от того - в какой срок, в какой форме они пройдут, какими роды будут по скорости и т.п., зависит будущее психического развития человека.
Наконец то малыш появляется на свет! В его мозге уже есть огромное количество информации о новом окружающем его мире. У него уже есть достаточно зрелые и эффективные органы чувств.
Новорожденный ребёнок с первых часов может распознать отчётливые звуки разной интенсивности. Он может отличить голос мамы от других голосов, которые называют его по имени.
Ко 2-му месяцу жизни малыш уже умеет улыбаться, услышав голос мамы либо других значимых для него взрослых.
До 3-6 месяцев слух новорожденного ребёнка недифференцированно может воспринимать звуки разных языков. В конце этого периода малыш начинает отличать звуки родного языка, то есть языка, на котором говорит с ним мама. Но, для ребёнка главное не на каком языке с ним разговаривают, а слова, произнесённые с интонацией любви и эмоционального принятия взрослыми ребёнка, который может воспринимать себя только через общение с ними.
С 4 месяцев малыш может отличать 4 цвета: синий, зеленый, желтый, красный. Малыш, потребности которого полностью удовлетворяются, предпочитает синий и красный цвет. Если малыш предпочитает жёлтый цвет, отказываясь при этом от синего цвета - это говорит о том, что какая-то из жизненно важных потребностей ребёнка не удовлетворена.
До сих пор открыт вопрос о вкусах малыша. Некоторые учёные считают эту способность врожденной, думают, что малыш может сам выбрать себе еду, соответствующую потребностям его организма. Некоторые считают, что вкус к еде может быть сформирован в результате воспитания: какой пищей малыша кормят в детстве, к такой он привыкает. Но, большое количество проблем с кормлением малышей не позволяет согласиться с данным утверждением.
Самый важный момент развития малыша - способе его вскармливания мамой.
Уже на 3-й день жизни грудничок узнаёт маму по запаху её шеи и груди. На 4-й день грудного вскармливания малыш, который имел с мамой положительную эмоциональную связь на протяжении беременности (если мама положительно эмоционально воспринимала беременность, хотела и ждала малыша, у неё не было тревоги из-за его пола), может узнать лицо своей мамы. Если у мамы радостное выражение лица, то младенец тоже радуется.
Способ кормления - наиважнейший момент в понимании ребенком отношения к нему матери, понимания того - сумеет ли она в нужный момент быть рядом, накормить, поддержать, защитить.
Но, мама кормит малыша с недоступной для его понимания частотой, которое определяется её желаниями и тревогами, а не во время возникновения у ребёнка потребности в еде. Некоторые мамы кормят ребёнка по часам, выжидают минуты до нужного времени, в то время как малыш надрывается от крика, т.к. он голоден, ему хочется тепла и ласки.
Если мама даёт малышу столько еды, сколько ему надо, когда у него появляется в этом потребность, если мама знает, что, кроме еды и одежды, у ребёнка есть ещё и врождённая потребность в эмоциональном общении с ней, если мама удовлетворяет потребность в эмоциональном общении, то у грудничка будет формироваться ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.
Следовательно, первый год жизни малыша - это критический период для принятия либо непринятия им окружающего мира.
Если ребёнок попал в ситуацию, когда на его зов о помощи не прореагировали, либо независимо от желания ребёнка, мама навязала ему своё понимание пути его развития, то у него может сформироваться защитная реакция либо агрессивная реакция по отношению к ситуации, когда потребности малыша не удовлетворяют в адекватной форме.
Дорогие мамы! После выписки из роддома, нужно помнить, что вашему ребёнку, в первую очередь, необходимы - забота, правильный уход, тепло, понимание, любовь.
Ведь именно нас - матерей природа наделила уникальной способностью - чувствовать и понимать своего ребёнка. Поэтому идите на поводу у своих ощущений, доверяйте интуиции, развивайте искусство строить отношения с маленьким ребёнком, у которого нет никого ближе и роднее вас! |
Обновлено ( 20.12.2013 11:37 ) |